Главная » Статьи » Мои статьи

Беседы с детьми о ВОВ

«Беседа о героизме».

Подготовительная группа.

Программное содержание:

  1. Формировать у детей понятие о том, что такое героизм.
  2. Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества, на основе художественной литературы.
  3. Воспитывать уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину.

Словарная работа: героизм, отвага.

Материал: иллюстрации о Великой Отечественной войне, фотография стелы, ширма «Наши ветераны», песня «Вставай страна огромная», музыка из песни «Катюша».

Предварительная работа: чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстраций.

Методы: наглядный, словесный.

Приёмы: беседа, рассказы детей, вопросы, показ иллюстраций, слушание и пение песни.

Ход беседы:

- Ребята, сегодня мы поговорим о героизме.

- Что такое героизм?

- Героизм – это когда человек совершает поступок во имя благородной цели, например, если человек рискуя своей жизнью, спасает людей.

- Недавно я читала вам стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

                                           

                                              «Ищут пожарные, ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице

                                                Ищут давно, но не могут найти,

                                                Парня какого-то лет 20…»

- Вспомнили?

- Как вы считаете, парень лет 20 действительно герой?

- Почему?

- Как вы думаете, почему стихотворение названо «Рассказ о неизвестном герое?»

- Как можно охарактеризовать его поступок? (храбрый, сильный, героический).

- Да, правильно этот парень настоящий герой. Он вынес ребёнка из горящего дома, а награду за это не попросил. Он скромный герой.

- Скажите, а каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, на глазах у прохожих перебежать дорогу перед машиной, это героизм?

- Правильно, это не героизм, а глупость, которая может плохо кончиться.

- Сегодня мы будем говорить о настоящих героях.

- Каждый год наша страна отмечает праздник «День победы».

- Кто знает, что это за праздник? Чему он посвящён?

-Это было давно, когда ваши дедушки и бабушки были молодыми, на нашу страну напали враги, они хотели отнять нашу землю, а людей, которые жили – уничтожить, забрать себе в рабство, чтобы они на них работали. Все люди встали на защиту своей Родины.

Песня «Вставай страна огромная».

- Это была страшная и жестокая война, взрывались бомбы, разрушались дома, погибали люди. Много героических поступков было совершено во время этой войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети. Они, как и взрослые делали для победы всё, что могли, работали днём и ночью на заводах, делали снаряды для бойцов.

- Какие произведения вы знаете, где описываются героические поступки во время Великой Отечественной войны? («Сестра», «Орлович – Воронович»).

- О ком говорится в рассказе «Орлович-Воронович?»

- Что с ним произошло?

- Можно ли назвать его поступок героическим?

- Почему?

- Ещё вы назвали рассказ «Сестра».

- Как вы думаете это героический поступок выносить раненых с поля боя?

- Почему?

- Так, что же такое героизм? (поступок во имя благородной цели).

Физминутка:

                                                      На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

                                                      Ногу правую к груди

                                                      Да смотри не упади.

                                                      А теперь постой на левой

                                                      Если ты солдатик смелый

                                                      Раз-два дружно в ногу

                                                      Три-четыре шире шаг.

Гимнастика для глаз.

- В нашей группе есть дети, у которых дедушки и прадедушки воевали в те страшные годы.

- О наших защитниках создана книга, где мы можем узнать всё о наших героях. Мы гордимся ими.

- Этих всех людей можно назвать героями?

- Почему?

- Много людей погибло во время войны, как вы думаете зачем люди, воевали не жалея своей жизни?

- Эти люди воевали за наше счастливое, мирное время. Чтобы нам жилось спокойно, чтобы мы не слышали выстрелов и взрывов. Чтобы дети могли ходить в детский сад и школу, чтобы наши мамы и папы были рядом.

- Люди помнят героев и называют в честь их города, улицы, возводят памятники.

- Как вы думаете, в нашем посёлке есть памятник героям?

- Да есть стела, открытая в честь наших героев. И всегда на праздники «День Победы» или «День защитника Отечества» люди приходят и возлагают цветы. Так они выражают своё признание тем, кто погиб за хорошее дело.

- Много в России героев, с такими людьми наша страна обязательно должна была победить. Много фильмов снять о войне и много песен написано и одна из них знаменитая «Катюша». Предлагаю спеть эту песню.

Песня «Катюша».

- О чём мы сегодня говорили?

- Так что же такое героизм?

«66 лет прошло, как окончилась война.

                                              Много горя принесла она

                                              Но солдаты-ветераны и вся страна

                                              Разбили страшного врага

                                              У школы обелиск стоит,

                                              Именами воинов, он знаменит

                                              Проходя мимо, головы склоните,

                                              Скажите: «Спокойно спите».

                                              Ваши имена и подвиги

                                              Народом и страною  не забыты».

- Я думаю, что когда вы вырастите большими, вы будете хорошими защитниками нашей Родины.

 

 

Беседа 

«Дети  в годы войны»

Старшая группа

 Цель: познакомить с нелегкой жизнью детей в трудные годы войны.

 

Ход беседы

 

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

 

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

 

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,— вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! (вспоминает Вера).

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sad6 (09.04.2015)
Просмотров: 1567 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0